Мероприятия для включения в план работы Республиканского клуба молодых учителей


Аннотация

В статье актуализируется гуманистический подход в вокально-хоровом воспитании в дошкольных образовательных учреждениях. Направленность педагога - музыканта в рамках данного подхода нацелена на личность дошкольника, который выступает главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. В ходе вокально-хоровой работы информационная когнитивная педагогика переходит к формированию мотивов и понимания значимости знаний.


Гуманистический подход в процессе вокально-хорового обучения в условиях дошкольных образовательных учреждений

Кушнир Олег Иванович

музыкальный руководитель

МДОУ «Каменский детский сад № 5»;

Шкафар В.В. музыкальный руководитель

МС(К)ОУ №44, г. Тирасполь

В современных условиях гуманистические принципы образования и воспитания стали одним из важнейших ценностных приоритетов в современной отечественной науке и образовании. Они дают основание рассматривать ребенка дошкольного возраста как уникальную целостную личность, способную делать осознанный и ответственный выбор в самых разных жизненных ситуациях. Необходимость применения гуманистического подхода к организации образовательного процесса обусловлена тем, что требует от педагога-музыканта осознания своих основных приоритетов в деятельности.

В гуманных отношениях отражают духовные потребности человека; желание видеть в другом человеке друга, брата; жить ради людей; быть довольным жизнью. Только в благоприятной атмосфере возможно творческое развитие и отсутствуют условия для проявления таких черт как неуверенность, тревожность, неудовлетворенность, агрессивность, склонность к цинизму.

Гуманистический подход предусматривает направленность педагогического процесса на интересы и потребности дошкольников через выбор средств достижения на занятиях вокально-хоровым пением, а также воспитание свободы творческой деятельности каждого ребенка. Рассматривая данный подход в вокально-хоровом воспитании в дошкольных образовательных учреждениях, можно сделать вывод, что у детей формируются основные черты характера: решительность, самостоятельность, удовлетворенность, толерантность, активность, инициативность а также «такие ценности, как: благородство, духовная культура, доброта, образованность, утонченность языка, воспитанность» [4].

В настоящее время актуализируют проблему обновления отечественного музыкального образования. Отражая духовное состояние общества, дошкольное образование выступает «принципиальным фактором его гуманизации» [1], фактором эстетического отношения к окружающему миру. Ученые продолжают исследовать отдельные аспекты проблемы формирования творческой личности детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства. Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта дошкольного образования свидетельствует об определенных пробелах гуманистического подхода вокально-хорового обучения в условиях дошкольных образовательных учреждениях.

Рассматривая вокально-хоровое искусство как «гарант восприятия мира в его целостности» (Ю. Борев), ученые-музыканты подчеркивают, что вокально-хоровое искусство обобщает многовековой опыт духовной жизни (М. Каган, О. Рудницкая); обогащает познавательные возможности личности (Л. Выготский). Вопросы развития вокально-хорового искусства в историческом аспекте рассматривают А. Кречковский, А. Лащенко, А. Мартынюк, Митлицкая, Л. Москалева, А. Новицкий и другие.

Учитывая вышесказанное, цель статьи состоит в гуманистическом подходе в вокально-хоровом обучении в условиях дошкольных образовательных заведений.

Духовная культура вокально-хорового искусства направлена на вовлечение детей в общечеловеческие культурные ценности, способствует развитию художественного вкуса и эмоциональных проявлений ребенка, воспитанию положительных форм поведения и общения, формированию навыков психорегуляции. Учебный процесс дошкольников в вокально-хоровой работе способствует одновременно выполнению задач эстетического воспитания: наиболее полно проявляются духовные и эмоциональные компоненты, открывающие перспективы художественно-эстетического творческого развития ребенка.

Конечно, ведущей формой организации педагогического процесса по музыкальному обучению и воспитанию детей дошкольного возраста является непосредственно - образовательная деятельность, которая проводится дважды в неделю. В ней соединены все виды детской музыкальной деятельности: музыкально-двигательная деятельность и элементы хореографических упражнений, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, слушания музыки, а также вокально-хоровое пение. Эти виды представляют основные элементы музыкальной практики человека (музыкальное творчество, исполнительство, восприятие) и музыкального искусства (инструментальное, вокально-хоровое, хореографическое). Ведь формируют у ребенка начальные представления, знания о целостности и многообразии в искусстве, а также навыки во всех видах музыкальной деятельности. Каждая встреча с дошкольником должна быть эмоционально насыщенной, вызывать переживания, удивление, восхищение или возмущение. Целесообразно при этом обращаться к личному опыту детей дошкольного возраста, предлагать им вспомнить и рассказать о хороших поступках их друзей, знакомых, взрослых. И подкрепить эту беседу, хороводом с песней о доброте или дружбе.

Наметим основные задачи музыкального обучения и воспитания в условиях дошкольных образовательных заведениях:

1. Разделение учебных и воспитательных задач, перенос акцента по воспитанию музыкального руководителя на воспитание дошкольника.

2. Музыкальное искусство – не средство обучения, а источник и способ духовного общения.

3. Актуализация образного и творческого мышления в музыкальном искусстве.

4. Переход к процессу совместной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и музыкального руководителя через накопление знаний, умений и навыков.

Вовлечение дошкольников в музыкальную деятельность начинается через вокально-хоровое пение, потому что оно является наиболее доступным видом музыкального искусства. И усовершенствования в области гуманистического подхода ребенка дошкольного возраста в этой сфере всегда актуальны. В учебном процессе вокально-хорового пения ребенок формируется как личность, развивается эстетически и, конечно, совершенствует свои музыкальные навыки и умения.

Гуманизм от лат. humanitas – «человечность», humanus – «человечный», homo – «человек». В широком смысле гуманизм означает готовность помогать другим людям, проявлять уважение и заботу о других.

Гуманистический подход дает основание рассматривать ребенка дошкольного возраста как неповторимую целостную личность. Под влиянием гуманистического подхода дошкольное образовательное учреждение постепенно превращается из авторитарного в равноправное взаимодействие ребенка и его наставника. Этот процесс сложен и требует времени, но дело ускорится, если в высших учебных заведениях и на курсах повышения квалификации будут готовить специалистов на гуманистических началах, где ребенок выступает главной ценностью со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Именно подготовка специалистов в области вокально-хорового искусства влияет на возрождение национальной культуры и традиций, а также формировании нового мировоззрения.

Следует отметить, что большая часть ученых и педагогов придерживается гуманитарной ориентации. Например, психолог А. Ковалев отмечает реакцию двух типов личности на встречу с новым, сложным, неизведанным: «Человек сильного типа…быстро и легко познает новые обстоятельства и вследствие этого ориентируется в них, и действует адекватно, так как этого требуют условия …Человек слабого типа пугается новой обстановки, у него наступает торможение, и он лишь постепенно, привыкая, начинает чувствовать себя нормально и в этой обстановке»[2].

Необходимость применения гуманистического подхода к вокально-хоровому учебному процессу обусловлена ориентацией на ребенка, как главную ценность учебного процесса. Как отмечает профессор Н. Сегеда: «При гуманитарном подходе критерием всех вещей выступает духовное измерение деятельности личности, проявлением которого является человечность как свойство духовно свободного человека...» [3]. Следовательно, эффективность гуманистического подхода в вокально-хоровом обучении может быть обеспечена только всесторонним изучением личности каждого ребенка: его темперамента, характера, круга интересов, уровня интеллектуального развития, своеобразия эмоциональной сферы, специфики способов общения, наличия и характера художественных потребностей, условий быта ребенка, ее семьи и т.д.

Гуманизация в процессе вокально-хорового обучения детей дошкольного возраста нами рассматривается не как черта характера, а как основное качество личности, выражающее ее отношение к другим людям. Поэтому данный подход вокально-хорового обучения предполагает максимальную его индивидуализацию. Во время фронтального изложения материала она невозможна, так как предполагает усвоение информации с вербальной познавательной стратегией. Гуманистический подход утверждает представление о социальной, деятельностной, творческой сущности ребенка как личности. Признание личности как носителя культуры общеисторического развития не дает возможности ввести ребенка в обучающийся автомат и требует признания уникальности ребенка дошкольного возраста, его интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В воспитании указанного подхода предполагается развитие творческого потенциала дошкольников. Критериями гуманистического подхода в вокально-хоровом обучении дошкольников выступают не только представления о таких нравственных качествах, как доброжелательность, порядочность, но и практические действия, поступки, мотивы. Особое значение приобретает сформированность потребности в общении, взаимоуважении, самоуважении, сочувствии. Такое понимание содержания гуманистического подхода к учебному процессу вокально-хорового пения позволило нам сформулировать основные требования к организации учебного процесса, ориентированного на реализацию гуманистического и личностно-ориентированного подходов к обучению, а именно:

  • приобщение дошкольников к вокально-хоровому обучению нужно начинать с изучения культурных ценностей родного края;

  • учитывая возрастные особенности дошкольников, строить воспитательную работу так, чтобы наследование культурных ценностей дошкольниками происходило по принципу от близкого к далекому. То есть дети должны воспитываться на лучших традициях семьи, своего рода, города, края, региона;

  • присутствие эмоционального переживания в процессе выполнения задач вокально-хорового творчества;

  • ориентир на формирование мотивов к процессу вокально-хорового обучения, где предполагается переход от информационной когнитивной педагогики к смысловой, чтобы добиться понимания значимости знаний для своей жизнедеятельности в вокально-хоровом обучении.

Дошкольники только начинают осваивать азы вокально-хорового искусства и знакомление с начальными представлениями и знаниями готовит их к усвоению демократических ценностей в жизни. Поэтому только гуманистический подход в вокально-хоровом обучении и воспитании способен сформировать у них основы музыкальной культуры в контексте нужд Приднестровской Молдавской Республики. Перспективы данного подхода состоят в педагогических условиях вокально-хорового обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.


Литература

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Москва: Просвещение, 1983.

2. Ковалев А.Г. Психология личности. Москва: 1970.

3. Сегеда Н. А. Методологические ориентиры изучения проблемы гармонизации культурно-образовательного пространства будущего музыканта-педагога // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии, 2013, №7

4. Шарко В. Д. Новые технологии обучения: пособие. для учителей и студентов. Херсон : Айлант , 2000.


Полный текст материала Мероприятия для включения в план работы Республиканского клуба молодых учителей смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кушнир Олег Иванович  Публикатор
26.09.2023 0 350 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК