Статья "Причины дорожно-транспортных происшествий и роль ОУ в их профилактике"


 

Причины дорожно-транспортных происшествий

и роль образовательного учреждения

в их профилактике

 

Поздеева Марина Александровна,

учитель ОБЖ

ГБОУ ФМЛ № 366 Московского района С-Петербурга

 

С увеличением количества автотранспорта на улицах и дорогах увеличилось и количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В связи, с чем повышаются требования ко всем участникам движения. Причин ДТП много, но как бы они не были разнообразны, 85-99% происходят по вине человека – пешехода или водителя. Большинство ДТП совершается по вине пешеходов. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.

Основной причиной ДТП, в результате которых страдают дети, является недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание другим лицам, нарушающим ПДД. В последнее время, к сожалению, широкое распространение получило сознательное нарушение правил дорожного движения. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества.

Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного движения свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 9-14 лет, то есть учащиеся средних общеобразовательных учреждений. Ежегодно всплеск детского дорожно-транспортного травматизма отмечается в периоды школьных каникул, особенно продолжительных – летних.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге. Детский организм находится в состоянии становления, многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате - мозг ребенка не успевает усвоить информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из мира игрушек, думая, что реальные транспортные средства могут останавливаться также мгновенно, как и игрушечные.

Еще одним серьезным препятствием для обзора окружающей обстановки является рост ребенка, именно он не позволяет, из-за стоящих транспортных средств, видеть, что делается на дороге, да и сам он не виден из-за машин водителям. Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего, да и время восприятия звукового сигнала у детей гораздо больше, чем у взрослых. Следовательно, короткий шаг и меньший сектор обзора (на 15-20%), а также замедленная реакция на опасность (3-4 секунды, вместо 0,8-1 у взрослых) делают ребенка менее защищенным на дороге.

Также дети по-разному реагируют на транспортные средства различных размеров. При приближении большого грузовика, даже если он движется со средней скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с высокой скоростью. Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивает человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.

С другой стороны, даже отличное знание правил дорожного движения само по себе не гарантирует безопасность на дороге. Конечно, изучение правил дорожного движения - дело нужное, но главная задача не в этом. Огромная ответственность лежит, прежде всего, на родителях, обязанных с самых первых осознанных шагов своих детей не только знакомить, постоянно им напоминать, но и самим неукоснительно соблюдать ПДД, ведь личный пример очень сильный фактор воспитания.

И, несомненно, велика роль всех учебных заведений в формировании безопасного поведения учащихся на дорогах: от детских садов до колледжей. В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения лежит педагогика сотрудничества, чтобы у каждого ребенка, педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении ПДД.

Следовательно, целью данной работы каждого учебного заведения является:

совершенствование форм и методов работы, использование новых воспитательных педагогических технологий;

создание оптимальных условий для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма;

привлечение наибольшего числа учащихся к изучению ПДД:

создание информационного, кадрового, программно-методического обеспечения по вопросам профилактики ДДТТ;

вовлечение родителей в процесс обучения несовершеннолетних основам безопасного поведения на дорогах;

совершенствование системы мониторинга знаний учащихся по ПДД;

создание и оснащение новыми наглядными пособиями кабинетов Безопасности Дорожного Движения;

создание в образовательных учреждениях отрядов ЮИД.

Конечно же, данное направление должно иметь законодательную основу, базироваться на определенных документах. Нормативные акты, федеральные, региональные, локальные должны составлять законодательный фундамент образовательного учреждения по данному направлению.

Внедрение модуля «Дорожная безопасность» в школьный курс ОБЖ, изучение ПДД на классных часах, внеклассные мероприятия, многочисленные инструктажи перед каникулами и внеклассными мероприятиями, участие в районных конкурсах «Безопасное колесо» и «Дорога и мы», сотрудничество с отделом пропаганды ГИБДД – вот далеко не полный перечень классных и внеклассных мероприятий, ставших традиционными в каждой школе.

Отдел пропаганды ГИБДД непосредственно отвечает за проведение профилактических мероприятий в образовательных учреждениях, направляет и курирует это направление в воспитательной деятельности учебных заведений: это и обучающие семинары для педагогических работников, большая методическая поддержка, обеспечение специальной литературой и наглядным материалом.

Следует отметить, что в последнее время стали возрождаться отряды ЮИД (юные инспектора движения) ставшие главными помощниками педагогов в проведении классных и внеклассных мероприятий.

Только объединив действия всех взрослых, мы сможем решить проблему безопасности наших детей на дорогах, чтобы в цифрах статистики мы могли увидеть: погибших—0, получивших травмы различной степени тяжести—0!


Полный текст материала Статья "Причины дорожно-транспортных происшествий и роль ОУ в их профилактике" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Поздеева Марина Александровна  Публикатор
20.12.2019 0 16632 309

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК